Севенька

Среди приспособлений, которые ипользовали наши предки при весеннем посеве, значительное место занимала простая плетёная ёмкость, которую называли севенькой (локальные названия: сявалка, сяўня, каробка).

Севеньки изготавливались из соломы, лозы, луба (кора липы, вяза), тонкой сосновой щепы и др., дно — из тонкой доски. Существовали и полотняные севеньки (каркас из тонких прутьев, разрезанных пополам, нижняя доска из тонких деревянных заклёпок). В зависимости от того, из чего делали севеньку, она получала свое особое название: «сявенька-лубка» (делалась из коры липы, вяза или тонкой древесной щепы); «сявенька-леска» (деревянная основа севеньки покрывалась тканью, дно делали из дощечек или фанеры). Значительно реже встречались севеньки из тонких деревянных заклёпок. Для этого сначала сгибали два обруча, а к ним прикрепляли заклёпки. Наибольшее распространение получили соломенные севеньки.

Севенька из экспозиции Музея ткачества. Изготовитель неизвестен. 1930-1950 гг. Браславский раён, Витебская область, БССР.

Севеньки имели разнообразную форму: круглую, овальную, прямоугольную, пятиугольную; обычно они были немного расширены вверху. Средние размеры севеньки: высота 17—26 см, длина 36—60 см, ширина 33—36 см. Для переноса служили «уши» (из кожи, пеньки, проволоки), к которым привязывали ремень, верёвку, изредка рушник, надевая через плечо, на шею (чтобы можно было сеять обеими руками).

В экспозиции первого зала Музея традиционного ручного ткачества Поозерья представлены две плетёных севеньки неизвестных мастеров 1930—1950 гг. Одна из них сделана в Браславском районе, другая — с. Верхний Поселок Полоцкого района Витебской области.

С наступлением весны наши предки начинали работать в поле. Подготовка земли к посеву и сам посев были, пожалуй, самой важной частью народного календаря, вокруг которого строился целый комплекс традиционных сельскохозяйственных знаний, наблюдений, примет, пословиц, поговорок, обрядов и верований. Открытие посева (засевки) часто соединялось вместе с весенней вспашкой в ​​единый рабочий и обрядовый цикл и припадало, в зависимости от обстоятельств, на вторую половину апреля — начало мая. «Зязюлька вымавіць «ку-ку», тады і сей на ўсю руку...».

Зарисовка. (автор — Алёна (проект «Зарисовки в путешествии», руководитель Вероника Понизник)).

Литература

  1. Помнікі этаграфіі: методыка выяўлення, апісання і збірання / Беларус. добраахвот. т-ва аховы помнікаў гісторыі і культуры, Сектар этнаграфіі Ін-та мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору АН БССР; пад рэд. В.К. Бандарчыка. — Мінск: Навука і тэхніка, 1981. — 150 с.
  2. Цітоў, В.С. Этнаграфічная спадчына: Беларусь: традыцыйна-бытавая культура / В.С. Цітоў.  — 2-е выд. — Мінск: Беларусь, 2001. — 207 с.