Трепло

Мятую трасту вытрясали, просушивали на печи, а после начинали трепать – т.е. очищали от мелких кусочков костры. Белорусы, как и другие славянские народы, с древних времён для этой цели использовали специальное орудие – трепало («трапло», «трапушка», «трапачка», «трапышка»). По археологическим данным, трепало на территории восточных славян было известно уже в VII в. Оно представляло собой тонкую дощечку примерно 40–45 см длиной и 6–8 см (иногда немного больше) шириной. В конце XIX – начале XX века на территории Беларуси были распространены два основных типа трепал – мечеподобное и лопатопдобное. Трепло мечеподобной формы было распространено в основном на юге Беларуси; трепала лопатоподобные – в северных и восточных районах. Способ трепания и форма трепла были взаимосвязаны. Там, где трепали волокно на подставке, использовали трепло мечеподобной формы (центральная и южная Беларусь), а также подставку («трапачку»).

Там, где волокно трепали без подставки, использовали лёгкое лапатоподобное трепло (север и восток Беларуси). Женщина в левой руке держала жменю волокна, а в правой – трепало и ударяла по волокну. Иногда же она одновременно размахивала волокном и трепалом, ударяя их друг о друга.

В процессе трепания вместе с кострицей отбивалось и самое низкокачественное волокно – «патропки», «пакулы», «патрыпки», «вал» и др. Такое волокно шло на изготовление мешковины и хозяйственные нужды.

За день в помещении, где трепали лён, всё покрывалось серой пылью – не продохнуть. Но хозяйка терпела, знала: хорошо отрепанное волокно легче чесать.

Сегодня в экспозиции Музея ткачества представлены орудия труда, связанные с обработкой льна, в том числе и трепло, которое в своё время можно было встретить в каждом деревенском доме. Из всех представленных музейных предметов, только у лапатоподобного трепла известен автор Пётр Степанович Товкач из деревни Болкалы Шарковщинского района.

В наше время многие не знают прямого значения слова “трепло”. Но оно часто употребляется как бранное, порицающее слово. Треплом называют человека болтливого и лживого, кто разбалтывает что-либо, проговаривается о чём-либо.

Литература

  1. Курилович, А. Белорусское народное ткачество / А. Курилович.Минск: Наука и техника, 1981. С. 119.
  2. Маляўка, М. Сядзіба, або Хата з матчынай душою: абразкі, вершы / Мікола Маляўка. – Мінск: Юнацтва, 2002. – С. 143.
  3. Промыслы і рамёствы Беларусі / [В.К. Бандарчык, В.С. Цітоў, Л.І. Мінько і інш.]. – Мінск: Навука і тэхніка, 1984. – С. 192.