Веретено

Скручивание нити происходит на веретене – это заострённая палочка с утолщением посередине, предназначенная для кручения и наматывания нити при ручном прядении. Оно симвализировало женское начало и женские занятия.

Женщина тремя пальцами левой руки вытягивала волокно из кудели и попутно тремя пальцами правой руки вращала веретено. Когда выпрямленная нить достигала длины вытянутой руки, прядильщица накручивала нить на пальцы левой руки, а потом на веретено. И на верхней его части закрепляла петлёй.

Так, чтобы "передать” новорождённой девочке навыки прядения и ткачества, чтобы она была трудолюбивой, пуповину перерезали на веретене.

Веретено, как и другие острые предметы, выступало обререгом от нечистой силы: его клали в колыбель В то же время существовал строгий запрет давать веретено ребёнку в руки. Считалось, что если ребёнок уколется веретеном, то остановится в росте или будет расти в ширину.

На протяжении года существовал ряд ограничений на использование веретена. Так, повсеместно существовал запрет прясть в пятницу. А накануне больших праздников из дома выносили орудия ткачества. До Рождества нужно было обязательно спрятать веретено, причём на него необходимо было накрутить побольше нитей, чтобы следующий год был таким же “полным", благоприятным.

Интересное предписание связано с запретом оставлять веретёна на Рождество – нахождение их на виду обещало встречу змей летом (говорили: “веретены ужами пойдут в лес”). Существует легенда о змее-веретенице, возникшей из веретена, которым ткали на Рождество. Видимо, сходство движений вращения веретена и змеи стали основой их активного сближения в народных представлениях.

В конце ХІХ – начале ХХ века ещё использовался способ прядения на веретене, но уже существовала самопралка (коловрот), что значительно облегчило работу женщины.

В экспозиции Музея ткачества представлены веретёна середины ХХ века. Некоторые веретёна имеют своего автора.