Экспозиция Музея традиционного ручного ткачества Поозерья

Музей традиционного ткачества Поозерья, открывший свои двери в декабре 1998 г., рассказывает об особенностях ручного ткачества конца XIX – начала XX веков в Глубокском, Миорском, Шарковщинском, Верхнедвинском, Поставском, Докшицком, Полоцком районах Витебской области. Экспозиция музея через календарный цикл преобразования природы подробно показывает процесс создания ткани от посадки льна до готового изделия. Традиционное ткачество – один из древних и распространённых видов декоративно-прикладного искусства, непосредственно связанный с изготовлением одежды и предметов домашнего быта: полотенец, покрывал, скатертей.

Модель ткацкого ремесла представлена через ДРЕВО ЖИЗНИ, которое символизирует вечность и бесконечность, выступает связующим звеном между вселенной и человеком. Корни Древа – потусторонний мир и среда обитания различных мифических существ. Ствол – пространство человеческой деятельности, жизни от рождения до смерти. Крона – это связь с предками, мир добра и веры, принадлежащий Богу.

Экспозиция первого зала даёт возможность узнать секреты выращивания льна и его первичной обработки. Это корни ДРЕВА ЖИЗНИ.
Согласно легенде, наши предки считали главной женской богиней МАКОШЬ – мать урожая, хранительницу женского труда, строгую владычицу прядения и ткачества, образ которой занимает центральное место в экспозиции этого зала.

ВТОРОЙ ЗАЛ – символизирует ствол Древа Жизни, сферу жизнедеятельности человека.
Ткацкий станок появился на Беларуси в X–XII веках, распространение получили кросна горизонтальной формы. Работа на кроснах издревле была исключительно женским занятием.
Сложная технология ткачества всегда сочеталась с высоким художественным мастерством. Причём степень владения этим ткацким мастерством зависела от степени технологической сложности. На кроснах ткалось всё, что было необходимо в хозяйстве: полотенца, постельное бельё, скатерти, коврики и т.д., а также ткань, из которой шили одежду.

ОДЕЖДА формировалась веками. Белорусский национальный костюм сформировался в XIV–XVI веках, когда выделелись его основные черты: строгость, единство композиции, преобладание белого цвета, его сочетание с красным в орнаменте. Комплектация белорусского традиционного женского костюма была практически одинаковой на всей территории Беларуси: это наличие рубашки, юбки, пояса, фартука, головного убора. Однако почти каждая деревня или несколько соседних деревень имели свои особенные отличия. Своеобразие и неповторимость местных вариантов костюмов определялось тем, как их носили и как размещался декор на одежде. Такие локальные варианты белорусского костюма называются «строй». Костюм как будто выстроен в соответствии с законами местности, к которой он принадлежит. Особенно высокий уровень фантазии и мастерства можно увидеть в женском костюме.

ТРЕТИЙ ЗАЛ – крона МИРОВОГО ДРЕВА – дух человеческого существования.
Искусство народных ткачих, их фантазия и вкус, умение простыми средствами достигать декоративности и красоты наиболее ярко проявляется в ткачестве РУЧНИКОВ. РУЧНИК – это кусок ткани для ритуальных, декоративных, бытовых целей. Он всегда рядом с человеком, как в важных праздничных событиях, так и в повседневных заботах. Ручник во всех его формах – для красного угла, для повседневных нужд, головной убор – несёт в себе один и тот же глубокий смысл – защиту, помощь, благосклонность. Ручник – символ семьи, её покровитель, защитник. Ручники, как и песни, сопровождали белорусов от рождения и до смерти.

Таким образом, традиционное ручное ткачество – это неиссякаемый кладезь знаний, зашифрованных в орнаментах тканых изделий, а также тайна высших смыслов, скрытая нашими предками. Каждый из нас должен стремиться сохранить историю, которая создавалась веками, ведь без прошлого человек, как дерево без корней, не сможет продолжить своё существование.

Каждый современный человек должен знать, кто он, каков его язык, народ и земля, какова его история. С раннего возраста мы должны уметь ответить на самый простой вопрос: КТО МЫ? МЫ БЕЛОРУСЫ!